ПРОГРАММА КУРСА
Модуль 1. Основы нейрофизиологии и высшей нервной системы.
Тема 1. Возбудимые ткани.
Физиология возбудимых тканей. Строение и основные свойства клеточных мембран. Методы изучения возбудимых клеток. Потенциал покоя. Потенциал действия. Действие электрического тока на возбудимые ткани.
Тема 2. Физиология ЦНС.
Физиология нервной ткани. Строение и морфофункциональная классификация нейронов. Рецепторы. Рецепторный и генераторный потенциал. Вставочные нейроны, их роль в формировании нейронных сетей. Эфферентные нейроны. Проведение возбуждения по нервам.
Физиология синапсов. Классификация синапсов. Характер взаимодействия нейронов.
Тема 3. Структурно-функциональная организация нервной системы.
Спинной мозг. Внешнее строение спинного мозга. Внутреннее строение спинного мозга. Проводящие пути спинного мозга. Рефлексы спинного мозга. Ствол мозга. Продолговатый мозг. Серое вещество продолговатого мозга. Белое вещество продолговатого мозга. Функции продолговатого мозга. Варолиев мост. Мозжечок. Функции мозжечка. Средний мозг. Промежуточный мозг. Функции гипоталамуса. Конечный мозг. Ретикулярная формация. Функции ретикулярной формации мозга. Подкорковые ядра. Функции неостриатума. Функции палеостриатума. Функции ограды. Лимбическая система. Функции гиппокампа. Функции миндалины.
Тема 4. Методы исследования функций мозга.
Гистохимия. Электроэнцефалография. Метод вызванных потенциалов. Магнитоэнцефалография. Томографические методы исследования мозга. МРТ. ПЭТ. Термоэнцефалоскопия. Косвенные методы оценки функционального состояния мозга. Определение электрической активности кожи. Электромиография.
Тема 5. Безусловные и условные рефлексы.
История развития учения о рефлексе. Безусловные рефлексы и их классификация. Инстинкты. Условные рефлексы. Характеристика условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Стадии образования условных рефлексов. Биохимические основы условных рефлексов. Торможение условных рефлексов.
Тема 6. Особенности высшей нервной (психической) деятельности человека.
Две системы взаимодействия с внешним миром. Взаимодействие первой и второй сигнальной систем. Речь и мышление. Сознание и бессознательное. Мотивации и эмоции.
Тема 7. Типы высшей нервной деятельности.
Классификация темпераментов по Гиппократу. Темперамент и телосложение. Типология К.Г.Юнга. Теория И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности и ее развитие. Соотношение типов высшей нервной деятельности с особенностями темперамента и характера. Изменения свойств нервной системы в онтогенезе. Функциональная специализация полушарий головного мозга.
Тема 8. Память и обучение.
Память и его основные характеристики. Виды памяти. Процессы памяти. Обучение и его формы. Когнитивные формы обучения.
Тема 9. ВНД при различных функциональных состояниях организма.
Что такое функциональное состояние. Нейроанатомия функциональных состояний. Физиологические индикаторы функциональных состояний. Бодрствование и сон.
Тема 10. Формирование ВНД ребенка.
Врожденная рефлекторная деятельность. ВНД ребенка первого года жизни. ВНД в раннем детстве (1-3 года). ВНД в младшем школьном возрасте (6-11 лет). Особенности ВНД в подростковом возрасте.
Модуль 2. Анатомия, физиология и патология голосо- и речеобразования.
Тема 1. Анатомия, физиология и патология голосо- и речеобразования.
Периферический и центральный отделы речевого аппарата. Голосообразование (физиология речи). Особенности речевого дыхания. Патология голосообразования. Основные виды речевых нарушений. Патология дыхательного отдела речевого аппарата. Патология голосообразующего аппарата. Патология артикуляционного аппарата.
Тема 2. Анатомия, физиология и патология речи.
Этапы становления и развития речи. Роль слуха в развитии речи. Роль зрения в развитии речи. Речь как основа мышления. Патология речи.
Модуль 3. Принципы анализа речевых нарушений.
Тема 1. Принципы анализа речевых нарушений.
Цель анализа речевых нарушений. Принципы анализа речевых нарушений. Принципы оценки коммуникативного поведения. Причины задержки речевого развития ребенка.
Модуль 4. Классификация речевых нарушений.
Тема 1. Классификация речевых нарушений.
Классификация речевых нарушений. Причины речевых нарушений. Нарушения устной речи. Нарушения письменной речи. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация. Классификация форм речевой патологии.
Тема 2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.
Модуль 5. Технология логопедического обследования.
Тема 1. Технология логопедического обследования.
Этапы логопедического обследования. Обследование понимания речи. Обследование лексического запаса. Обследование грамматического строя языка. Обследование связной речи. Технология логопедического обследования детей раннего возраста. Особенности речи ребенка преддошкольного возраста. Особенности логопедического обследования при различных нарушениях речи.
Модуль 6. Дислалия.
Тема 1. Дислалия.
Определение. Классификация. Причины. Симптомы. Диагностика. Коррекция. Прогноз. Формы дислалии.
Тема 2. Артикуляторно-фонематическая дислалия.
Артикуляторно-фонематическая дислалия. Уровни нарушения произношения.
Тема 3. Методика логопедического воздействия при дислалии.
Этапы логопедического воздействия. Виды артикуляционных упражнений. Недостатки произношения отдельных звуков и приемы их постановки.
Модуль 7. Ринолалия.
Тема 1. Открытая ринолалия.
Определение. Причины. Симптомы. Диагностика. Методика коррекционной работы. Прогноз.
Тема 2. Закрытая ринолалия.
Определение. Классификация. Причины. Симптомы. Диагностика. Коррекция. Прогноз.
Тема 3. Смешанная ринолалия.
Определение. Классификация. Причины. Симптомы. Прогноз и профилактика ринолалии.
Модуль 8. Дизартрия.
Тема 1. Дизартрия.
Дизартрия. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией. Психолингвистические аспекты дизартрии. Классификация. Вопросы диагноза. Характристика различных форм. Система коррекционной работы.
Модуль 9. Нарушение голоса.
Тема 1. Акустические основы голосообразования.
Голос. Высота звука. Тембр, окраска звука.
Тема 2. Развитие голоса у детей.
Развитие голоса у детей. Мутация голоса.
Тема 3. Общая характеристика нарушений голоса.
Общая характеристика нарушений голоса. История развития финопедии. Причины, механизмы и классификация нарушений голоса. Методы исследования голосового аппарата. Методика коррекционной работы. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани. Восстановление голоса при хронических ларингитах. Восстановление голоса после удаления гортани. Восстановление функциональных нарушений голоса. Профилактика нарушений голоса.
Модуль 10. Нарушение темпа речи.
Тема 1. Нарушение темпа речи.
Патогенез, клиника и методы коррекции расстройств речи. Классификация разновидностей тахилалии. Речевые и неречевые нарушения при баттаризме и полтерн. Обследование пациентов с нарушениями темпа речи. Методика логопедической работы.
Модуль 11. Заикание.
Тема 1. Заикание.
Заикание. Причины. Симптоматика. Классификация заикания. Обследование заикающихся.
Тема 2. Комплексный подход к преодолению заикания.
Комплексный подход к преодолению заикания. Системность и последовательность логопедических занятий. Сознательность и активность пациентов на занятиях. Наглядность и технические средства обучения. Методики логопедических занятий с заикающимися детьми. Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми. Эффективность преодоления заикания.
Модуль 12. Алалия.
Тема 1. Алалия.
Определение. Причины алалии. Анатомо-физиологические аспекты изучения алалии. Симптоматика и механизмы. Классификация. Обследование пациентов с алалией.
Модуль 13. Афазия.
Тема 1. Афазия.
Афазия. Определение. Причины. Симптоматика и механизмы. Классификация. Обследование пациентов с афазией.
Тема 2. Коррекционная работа по преодолению афазии.
Коррекционная работа по преодолению афазии при различных ее видах.
Модуль 14. Нарушение письменной речи.
Тема 1. Нарушение письменной речи.
Определение. Причины. Симптоматика и механизмы. Классификация.
Тема 2. Дислексия.
Этиология дислексии. Психологический аспект механизмов нарушений чтения. Дислексия и нарушения устной речи. Психологический аспект изучения нарушений чтения. Симптоматика.
Тема 3. Дисграфия.
Операции процесса письма. Классификация дисграфии. Симптоматика дисграфии.
Тема 4. Обследование детей с нарушениями чтения и письма.
Цель обследования. Схема обследования. Профилактика нарушений чтения и письма.
Тема 5. Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи.
Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи.
Модуль 15. Речевая реабилитация и восстановление функций после инсультов и черепно-мозговых травм.
Тема 1. Речевая реабилитация и восстановление функций после инсультов и черепно-мозговых травм.
Инсульт: общие сведения. Помощь больным с инсультом. Речевая реабилитация и восстановление функций после инсультов и черепно-мозговых травм.
Модуль 16. Программы восстановления речи при дизартрии у больных с последствиями инсульта.
Тема 1. Программа восстановления речи для больных с псевдобульбарной дизартрией.
Псевдобульбарная дизартрия. Программа восстановления речи для больных с псевдобульбарной дизартрией. Комплекс упражнений для нормализации тонуса мышц языка. Скороговорки.
Тема 2. Программа восстановления речи для больных с бульбарной дизартрией.
Бульбарная дизартрия. Программа восстановления речи для больных с бульбарной дизартрией. Комплекс упражнений для нормализации тонуса мышц языка. Скороговорки.
Тема 3. Программа восстановления речи для больных с мозжечковой дизартрией.
Мозжечковая дизартрия. Программа восстановления речи для больных с мозжечковой дизартрией. Комплекс упражнений для нормализации тонуса мышц языка. Скороговорки.
Тема 4. Программа восстановления речи для больных с дисфагией.
Дисфагия. Программа восстановления речи для больных с дисфагией. Комплекс упражнений для нормализации тонуса мышц глотки и мягкого нёба.
Тема 5 Программа восстановления речи для больных с дисфонией.
Дисфония как нарушение фонации. Программа восстановления речи фонации (голоса).
Тема 6. Программа восстановления лицевой ассиметрии.
Лицевая ассиметрия. Комплекс упражнений для восстановления мимики лица и преодоления лицевой ассиметрии.
Модуль 17. Программы восстановления речевого мышления у больных с последствиями инсульта.
Тема 1. Программа восстановления речи для больных с грубой сенсомоторной афазией.
Сенсомоторная афазия как распад речевого мышления. Затормаживание обильной непродуктивной речи и привлечение слухового внимания. Привлечение слухового внимания и растормаживание речи.
Тема 2. Программа восстановления речи для больных с динамической афазией.
Преодоление ошибок грамматического структурирования. Преодоление трудностей планирования и программирования речевого высказывания.
Тема 3. Программа восстановления речи для больных с эфферентно-моторной афазией.
Подготовка к преодолению трудностей переключения. Преодоление трудностей переключения.
Тема 4. Программа восстановления речи для больных с афферентно-моторной афазией.
Растормаживание речи при опоре на непроизвольный уровень. Перевод на произвольный уровень. Самостоятельные письмо и речь.
Тема 5. Программа восстановления речи для больных с акустико-гностической афазией.
Затормаживание обильной непродуктивной речи. Восстановление фонематического восприятия.
Тема 6. Программа восстановления речи для больных с акустико-мнестической афазией.
Восстановление предметной отнесенности слова. Восстановление ситуативно-обусловленной речи. Расширение объема слухо-речевой памяти и восстановление фонематического восприятия.