Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить наилучшие впечатления от сайта.
Новости

Общение с пациентом: как сообщить плохие новости

Профессия врача одна из самых сложных и стрессовых, специально для них в курс обучения в медицинских ВУЗах включен этикет общения с пациентами. Одно дело констатировать у больного кариес или ангину, и совсем другое – сообщить о неизлечимой или смертельной болезни.

Врач, мало того, что пропускает через себя всю трагичность ситуации, так он еще обязан максимально деликатно донести всю необходимую информацию до пациента, который, скорее всего, не готов с холодной головой подойти к проблеме.

Врачу часто приходится становиться свидетелем слез, криков, обвинений, истерик.

При этом он не имеет права подхватывать состояние больного. Есть несколько факторов, которые представляют собой барьер при сообщении плохих новостей.

Прежде всего, это бремя ответственности.

Сообщая диагноз, врач практически выносит приговор. Особенно это тяжело, когда специалист ведет лечение болезни продолжительное время, назначая анализы и препараты. А итог оказывается неутешительным.

И тут второй фактор – страх негативной оценки.

Реакция пациента непредсказуема, но вряд ли у него есть повод для положительной оценки работы врача и уровня медицины.

Еще один барьер – это опасение врача не справится с эмоциями больного.

Реакция может быть настолько неожиданной, что медицинский работник может растеряться и впасть в ступор. И, конечно, личные переживания самого врача также могут стать серьезным препятствием к сообщению плохого известия.

Есть несколько способов преодолеть эти барьеры.

1. Врач сам должен быть в адекватном эмоциональном состоянии.

Невозмутимый холодный тон, конечно, не подойдет. Но если сам специалист чем-то подавлен и переживает стресс, ему сложнее сдержать эмоции. Сообщая плохую новость пациенту, отбросьте в стороны все свои личные невзгоды и трудности, сосредоточтесь на своем пациенте.

2. Прежде, чем сообщить плохое известие больному, попробуйте получше узнать его как человека.

Обратите внимание на возраст, пол, социальное и материальное положение, историю болезней, психотип и просто поведение пациента на приеме. Так сложится некое представление об ожидаемой реакции. Можно также заранее проговорить слова и фразы, которые больше подойдут для разговора с конкретным пациентом.

3. Необходимо поддержать пациента.

Это только звучит легко, на самом же деле не так много слов поддержки можно подобрать, когда сообщаешь человеку, что он никогда не излечится или его болезнь смертельна. Покажите свое участие фразами «я вас понимаю» или «я знаю, что вы чувствуете». Если в ситуации больного есть хотя бы малейший позитивный момент, деликатно обратите на него внимание. В то же время, ни в коем случае не используйте в разговоре фразы с ярким негативным оттенком, типа «мне так сильно жаль» или «это так ужасно». Тут нужны максимальные тактичность и деликатность.

4. Сообщение плохой новости нужно начать правильно, используя водные фразы.

Например: «к сожалению, новости неутешительные» или «сожалею, но я вам вынужден сообщить плохую новость». При этом тон и интонация должны быть подходящими, речь спокойной и сдержанной. И очень важно говорить с пациентом на понятном ему языке, избегая излишнего употребления специальных терминов. Ведь пациенту и без того нужно переварить плохую новость, а, если еще придется переводить в уме с медицинского языка на свой, пациент просто сорвется.

5. Какой бы сложной ни была ситуация пациента, предлагайте ему план действий, наверняка, он есть всегда.

И пусть это не спасет жизнь и не излечит пациента, определенными действиями можно облегчить состояние больного. Для пациента это будет звучать как своего рода шанс на положительный исход. Поделитесь положительным опытом из своей практики, предложите попробовать новое лечение или расскажите о новых препаратах, которые смогут облегчить состояние пациента, даже если вы в глубине души не верите в их стопроцентную действенность. А больной сам решит- стоит ли предпринимать меры и бороться за жизнь и здоровье.

Такая вот профессия у врача-помогая другим людям, они сами нуждаются в поддержке и заботе.

Все рекомендации, описанные выше, будущие врачи получают еще в период обучения в ВУЗе, мы просто напоминаем о них. Желаем всем врачам как можно реже попадать в ситуации, когда эти советы понадобятся.