Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить наилучшие впечатления от сайта.
Новости

Как общаться с маленькими пациентами

Как мы вам рассказывали наши методисты, которые разрабатывают программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, готовят ваши документы на аккредитацию и категория являются действующими медицинскими специалистами.

Так как с пером они дружат хорошо, мы вводим новую рубрику «Заметки дока». ⭐️

Сегодня пробует свои способности Александра, врач-педиатор и методист учебно-методического отдела Медиатора. 👇

Я работаю в педиатрии достаточно давно, еще до поступления в медицинский ВУЗ хотела лечить именно детей. Многим может показаться, что с детьми работать легче, однако, это не всегда так. К маленьким пациентам нужен особый, индивидуальный подход, ведь если поведение взрослого в любом возрасте можно спрогнозировать, то реакция детей часто непредсказуема.

Некоторые дети с раннего возраста боятся человека в белом халате, который прописывает противные лекарства, назначает неприятные процедуры, да еще и болезненный укол может поставить. И надо постараться успокоить и завоевать доверие ребенка, который приходит на прием. При этом нет какого-то шаблона поведения врача с детьми, а время приема почти всегда ограничено.

Образ врача в детском воображении формируется во многом из услышанных комментариев взрослых и небольшого собственного опыта.

Например, я в детстве жутко боялась врачей. Все началось с прививок в детском саду, когда уже понимаешь, что сейчас будет больно, а больно было всегда. И медсестра не церемонилась с нами, четко выполняя свой план.

Поэтому сразу же хочется обратиться ко всем родителям: прививайте вашим детям правильное представление и уважение к профессии врача, но не пугайте им.

Перед походом к доктору не волнуйтесь, так как рискуете передать ребенку это волнение.

Расскажите малышу, что его ждет, не приукрашивая и не нагнетая. Например, собираясь сдать анализ крови, не говорите, что укол – это абсолютно не больно. Предупредите, что будет немного больно, но лишь на пару секунд.

Первое, что необходимо сделать врачу, на прием к которому приходит маленький пациент, это наладить контакт с ним и его родителем.

Больной ребенок может капризничать, а это нервирует и отвлекает родителя, поэтому он может упустить какую-то информацию от специалиста. Будет лучше для вас обоих начать общение в относительном покое, сосредоточив внимание на решении проблемы.

Далее необходимо выслушать родителя и самого маленького пациента. Это, кстати, немаловажно - дать ребенку возможность самому рассказать о своих ощущениях. Это способствует налаживанию коммуникации с ребенком, что несомненно повышает его доверие к доктору.

Слушать нужно внимательно, не перебивая, задавать вопросы негромко, спокойно. Каким бы тяжелым ни оказалось заболевание, никаких оханий и причитаний!

Излишний драматизм накрутит родителя и напугает ребенка еще больше.

Также нужно понимать, что человеку без медицинского образования трудно понять врачебную терминологию, а это раздражает и без того расстроенного взрослого. Так что говорить с пациентами, особенно маленькими, нужно на понятном им языке.

Многие дети испытывают стресс, находясь в кабинете врача. Незнакомый человек в белом халате, который может пощупать, послушать, заглянуть в рот, в кабинете с белыми стенами и запахом лекарств… Если нет необходимости разлучать на приеме маму с ребенком, пусть они будут вместе. Мамино присутствие, возможность взять её за руку успокаивает малыша в некомфортных условиях.

Проводя манипуляции с юными пациентами, я всегда комментирую то, что делаю или собираюсь сделать, так как ребенка пугает неизвестность. При этом я никогда не говорю, что, например, сироп от кашля будет вкусным, а укол похожим на укус комарика. Ребенок сразу же раскроет правду и перестанет доверять взрослому, который обещал, что «будет не больно». Наоборот, я предупреждаю, что пару секунд надо будет потерпеть, и по ходу процедуры объясняю, что лекарство в шприце помогает справиться с недугом, действуя быстрее, чем таблетка, и вскоре все неприятные ощущения пройдут. Ни слова неправды, и ребенок спокоен!

Конечно, по этой схеме не всегда прием получается гладким. Дети разные, как и их родители.

Я всегда придерживаюсь нескольких правил поведения с маленькими пациентами и их родителями:

• в беседе выбираю располагающую интонацию и комфортный темп речи;

• проявляю умеренное сочувствие, когда необходимо, без лишних эмоций и драматизма;

• никогда не повышаю голос и не раздражаюсь, как бы ни вел себя ребенок;

• не спорю с родителями и не подхватываю их волнение и нервозность;

• обращаюсь к маленькому пациенту с легкой улыбкой;

• ориентируюсь и сосредотачиваюсь исключительно на пациенте-ребенке, а не на родителе.

Некоторые спрашивают меня, как я справляюсь, ведь «трудных» пациентов в день не по одному бывает! Откуда, мол, столько терпения и любви к детям?

Так это естественно – без любви к детям и профессии врача в педиатрии делать нечего. Врач еще до практики и выбора специализации знает свои сильные и слабые стороны, особенности характера и ресурсы. Работник медицины должен быть очень терпеливым и неравнодушным. И не важно, какой перед специалистом пациент – взрослый или ребенок, если есть стремление помочь одинаково всем, значит врач на своем месте!